Рассмотрено Утверждаю
на заседании педсовета и.о.директора Сапронова С.М
протокол №1 от1.09.2014г Приказ № от
Воспитательная программа
БОУ ТР ОО «Ломовецкая СОШ»
на 2014-2015 учебный год
2014год
Цель воспитательной программы:
создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка; создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе; формирование нового сознания, ориентированного на умение в любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, проявлять заботу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.
Данная программа рассчитана на 5 лет и представляет комплекс подпрограмм (далее - программы) по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.
Задачи:
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп;
- развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательного учреждения, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
- содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, к жизни и здоровью окружающих людей;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школы;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Основные принципы реализации программы:
- систематичность;
- оптимальность, эффективность;
- точное целеполагание, конкретность;
- информационность, открытость;
- принципы здравого смысла и обратной связи;
- демократизм, гуманизм;
- дисциплина и порядок;
- стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.
Приоритетные направления воздействия на личность:
- познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
- найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение умениями во внешкольной деятельности;
- реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.
Основной механизм воспитания в БОУ ТР ОО «Ломовецкая средняя общеобразовательная школа» - образовательно-воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в школе.
- система отношений между преподавателями и школьниками;
- система отношений внутри ученического и педагогического коллективов;
- отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью.
Структура школьной целевой комплексной воспитательной программы
Направление воспитательной работы
|
Программа
|
Нравственно-патриотическое, гражданское
|
«Человек. Гражданин. Патриот»
|
Спортивно-оздоровительное, физическое, ЗОЖ
|
«Здоровье»
|
Экологическое
|
«Зеленая планета»
|
Учебно-познавательное
|
«Хочу все знать»
|
Художественно-эстетическое
|
«Красота спасет мир»
|
Профориентационное
|
«Моя будущая профессия»
|
Работа с родителями
|
«Семья»
|
Развитие дополнительного образования
|
Программа развития дополнительного образования
|
Программа «Человек. Гражданин. Патриот»
Раздел 1. Общие положения
Воспитание – целенаправленная организация процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Главным результатом воспитания следует считать Личность, способную строить жизнь, достойную Человека.
Цель программы: формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.
Раздел 2. Содержание деятельности
Направление деятельности
|
Задачи
|
Содержание
|
Судьба России – моя судьба
|
1.Формирование у учащихся полного представления о культуре народа через познание культурных традиций.
2.Воспитание готовности к защите своей Родины и служению Отечеству.
3.Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, уважения к истории своей страны.
|
- возрождение и развитие культурных традиций русского народа, своего края.
- проведение месячников гражданско-патриотической и спортивной работы.
- изучение военной и трудовой истории Отечества, родного края, школы.
- проведение массовых мероприятий патриотической направленности.
|
Я – гражданин
|
1.Формирование у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
2.Расширение представлений о правовых нормах во всех сферах жизни и приобщение к ним.
|
- изучение и соблюдение гражданских прав и свобод всеми участниками образовательного процесса.
|
Музеи и памятные места области
|
1.Формирование различных объединений патриотической направленности.
|
- совершенствование форм работы по гражданскому воспитанию
- привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе.
- участие в районных и областных акциях, конкурсах, марафонах.
|
Нравственность и духовность
|
1.Формирование представлений о нравственности, общечеловеческих норм гуманистической морали.
2.Ознакомление с нормами поведения во всех сферах жизни.
3.Формирование представления о социальном устройстве жизни и образа жизни, достойной человека.
4.Социализация личности ребенка, т.е. его интеграция с обществом.
|
- проведение мероприятий нравственного цикла.
- приобщение учащихся к общественной жизни.
|
Ожидаемые результаты: совершенствование системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.
Программа «Хочу все знать»
Раздел 1. Общие положения
Программа направлена на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании, самопознании.
Цель программы: развитие способностей и познавательных интересов учащихся.
Раздел 2. Основные направления и их реализация
Направление
|
Задачи
|
Содержание деятельности
|
Организация учебной деятельности учащихся
|
1.Развивать умения научно организовать умственный труд.
2.Формирование ответственности за учебный труд.
|
- проведение классных часов «Учись – учиться».
- организация помощи в учебе.
|
Индивидуальная работа с учащимися
|
1.Формирование положительных мотивов учения.
2.Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
3.Координация деятельности учителей-предметников.
|
- диагностика «Мотивы учебной деятельности»
- наблюдение
- привлечение к работе малого педсовета, к работе с родителями, информирование, совместный поиск путей решения проблем и анализ.
- психолого-педагогическое сопровождение
|
Развитие познавательных интересов
|
Создание условий для развития познавательных интересов учащихся.
|
- проведение интеллектуальных игр, предметных недель, декад, олимпиад…
- проведение ролевых игр, дискуссий, конкурсов для проявления и развития способностей.
- разработка плана деятельности клуба и организация заседаний.
|
Ожидаемые результаты: устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество; самостоятельное и рациональное мышление; убежденность и готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах.
Программа «Красота спасёт мир»
Раздел 1. Общие положения
Программа направлена на развитие гражданского отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству как составной части духовной культуры, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.
Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у учащихся художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
Цель программы: воспитание человека – носителя культуры с творческим отношением к делу, к работе и жизни.
Раздел 2. Основные направления и их реализация
Направления
|
Задачи
|
Содержание
|
Художественно-эстетическое
|
1.Формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.
2.Приобщение к духовным ценностям.
|
- изучение культурного наследия Орловского края, России, стран мира
- посещение театров, музеев, выставок…
- проведение классных часов эстетического цикла, вечеров, концертов…
|
Творчество
|
1.Выявление и развитие у учащихся творческих способностей.
2.Создание условий для творческой самореализации учащихся.
|
- совершенствование форм дополнительного образования и его содержания.
- привлечение учащихся в кружки и факультативы.
- приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, социально-значимую деятельность (проектирование)
|
Ожидаемые результаты: развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре Орловского края, Отечества и к мировой культуре; умение найти свое место в творчестве.
Программа «Здоровье»
Раздел 1. Общие положения
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.
На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
Раздел 2. Основные направления программы и их реализация
Санитарно-просветительская работа по формированию
здорового образа жизни
Задачи:
1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями валеологии (здоровье, здоровый образ жизни).
2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
3. Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни (программно-методическое обеспечение, подготовленность кадров).
Мероприятия
|
Ответственные
|
Разработка системы мониторинга здоровья, физической подготовленности, диагностики и оценки уровня сформированности валеологической культуры детей и родителей
|
Администрация, учитель физ-ры, кл. руководители
|
Упорядочение работы с семьями по проблемам сохранения и укрепления здоровья
|
Администрация, кл.руководители
|
Разработка и сбор методических материалов по проблемам здоровья; системы мер по углублению знаний, умений, навыков педагогов по данной проблеме
|
Администрация, кл.руководители
|
Проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности
|
Кл.руководители,
|
Профилактическая деятельность
Задачи:
1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2.Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3.Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
Мероприятия
|
Ответственные
|
Организация обследования детей с целью раннего распознавания заболеваний
|
Медицинский работник
|
Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей
|
Мед.работник, администрация
|
Система мер по улучшению питания детей:
- режим питания;
- эстетика помещений;
- пропаганда культуры питания в семье.
|
Администрация, кл.руководители
|
Система мер по улучшению санитарии и гигиены:
- генеральные уборки классных комнат, школы;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
|
Администрация, кл.руководители
|
Система мер по предупреждению травматизма:
- оформление уголков по технике безопасности;
- проведение инструктажа с детьми.
|
Администрация, кл.руководители
|
Профилактика утомляемости:
- проведение подвижных перемен;
- оборудование зон отдыха.
|
Классный руководитель, администрация
|
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
Задачи:
1.Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2.Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
3.Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.
Мероприятия
|
Ответственные
|
Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы:
- организация подвижных игр;
- соревнования по отдельным видам спорта;
- спартакиады, дни здоровья,
|
Администрация, учителя физ. культуры
|
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
- осознанное отношение детей, их родителей и педагогов к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.
Программа профессионального самоопределения учащихся
«Моя будущая профессия»
Раздел 1. Общие положения
В настоящее время в России рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к не востребованности части населения, т.е. к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить профессиональное и социальное самоопределение. Это возможно только в том случае, когда существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Самоопределение – это осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем. Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Цель программы: содействие актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Задачи программы:
- формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
- ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рынка.
- привлечение родителей к деятельности в рамках программы.
Раздел 2. Основные направления программы и их реализация
Направления
|
Основные мероприятия с учащимися, родителями, педагогами
|
Просвещение
|
Учащиеся:
1.Проведение классных часов (с 1 по 11 класс).
2.Участие в днях открытых дверей учебных заведений (9-11 классы).
3.Расширение знаний учащихся о профессиях учителями-предметниками (6-11 классы).
4.Приглашение представителей разных профессий на встречу с учащимися (8-11 классы).
Родители:
1.Проведение родительских собраний на тему «Как помочь своему ребенку выбрать профессию» (9, 11 классы).
Педагоги:
1.Подготовка рекомендаций по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.
2.Разработка классных часов по профориентации.
|
Диагностика
|
Учащиеся:
1.Проведение опросника профессиональной мотивации.
2.Выявление интересующих вопросов по теме профориентации.
Родители:
1.Проведение опроса по выявлению проблем при профессиональном самоопределении ребенка.
|
Психодиагностика
|
Учащиеся:
1.Тестирование учащихся 9, 11 класса Выяснение интересов учащихся средних классов по «Анкете интересов» .
Педагоги:
1.Проведение опроса по выявлению интересующих вопросов по профориентации.
|
Коррекция
|
1.Осуществление индивидуальных консультаций.
2.Организация дискуссий для решения возникающих проблем.
|
Ожидаемые результаты:
- осознание учащимися роли труда в жизни каждого человека и своей собственной;
- формирование представления о мире профессионального труда;
- развитие умения самоопределиться, учитывая свои способности, интересы и возможности, на выходе из школы;
- стремление быть социально-адаптированными к жизни.
Программа «Семья»
Раздел 1. Общие положения
Взаимодействие педагогов с родителями учащихся должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Семья выполняет формирующую роль в становлении личности ребенка, которая зависит от ценностных ориентаций ее членов. Педагог должен владеть информацией о том, какие отношения в семье и как они могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать направления и формы работы.
Цель программы: установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой, развитие сотрудничества, создание условий для развития ребенка в семье.
Раздел 2. Основные направления программы
Направления
|
Задачи
|
Ожидаемые результаты
|
Диагностика семьи
|
- изучение образа жизни семьи.
- особенности семейного воспитания.
- выявить взаимоотношения детей и родителей.
- выявить взаимоотношения семьи и школы.
|
-характеристика микроклимата семьи.
|
Взаимоотношения с родителями учащихся
|
- выявление резервов семейного воспитания.
-установление путей взаимодействия школы и семьи.
|
- создание приоритета родительского воспитания.
|
Просвещение родителей и организация консультативной помощи в воспитании детей
|
- учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей.
- просвещение по проблемам физического, психического здоровья детей, общения, познавательной сферы жизни ребенка.
|
- взаимопонимание, совместное решение общих проблем.
|
Организация полезного досуга
|
- включать семью и общественность в воспитательный процесс.
- пропаганда здорового образа жизни.
|
- активное участие родителей в жизни школы.
-укрепление взаимоотношений детей и взрослых.
|
Ожидаемые результаты: укрепление и расширение связей с семьей, активизации совместной деятельности по воспитанию учащихся, повышение уровня воспитанности учащихся.
Программа «Зелёная планета»
Не опоздай на встречу с лесом.
На встречу с солнечным лучом.
Ведь всем давно уже известно-
Природа - это общий дом.
Раздел 1. Общие положения.
Экология больше нравственная, чем научная сфера: человек, обладающий экологической культурой, не сможет по своим убеждениям совершать поступки, приносящие вред природе. Поэтому основная цель экологического образования заключается в воспитании нового поколения жителей Земли, для которого чистый воздух и вода должны стать более ценными, чем сиюминутная коммерческая прибыль в ущерб всей планете. Цель: повышение экологической культуры школьников.
Задачи:
- Расширение экологического кругозора.
- Развитие творческих возможностей детей, практических навыков и умений в процессе формирования экологической культуры.
- Развитие интереса к познанию природы, способности чувствовать и понимать живое.
- Оказание практического содействия решению экологических проблем
Условия реализации программы:
-
-добровольное желание детей заниматься данным видом деятельности,
-
Содержание.
1-блок - образовательный
|
- работа участников программы в детских объединениях (кружках) экологической направленности;
- самостоятельная работа: общение с природой, наблюдение, изучение литературы;
- экскурсии, походы выходного дня, игры, заочные путешествия, экологические тропы.
|
2-блок - деятельностный
|
Формы и виды работ по экологии:
Направление 1: экологические деловые игры
Направление 2: экологическое творчество и фантазия
Направление 3: экология человека, валеология
|
3-блок - портфолио
|
Оценка личных достижений ребенка в своем объединении (кружке)
|
Ожидаемые результаты: создание и реализация социально-значимых проектов по экологии; реальный вклад в решение экологических проблем.
Программа развития дополнительного образования
Раздел 1. Общие положения
Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы.
Дополнительное образование – самостоятельный и самоценный вид образования, способный компенсировать и дополнять то, что школа объективно не может предоставить каждому ребенку.
Дополнительное образование представлено разнопрофильными кружками факультативами.
Раздел 2. Цели и задачи программы
Цель: обеспечить нормативно-правовые условия реализации дополнительного образования воспитательных программ для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся в соответствии с законом РФ «Об образовании».
Задачи:
- создание нормативно-правовой основы развития системы дополнительного образования;
- изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;
- реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации;
- формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза;
- совершенствование структурных подразделений дополнительного образования, программ деятельности кружков.
Раздел 3. Основные принципы
Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания дополнительного образования предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы, для самореализации посредством дополнительного образования.
Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
Дополнительное образование может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.
Принцип природосообразности предполагает признание индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважение посильных ритмов его жизни, труда.
Принцип творческого начала дополнительного образования. Творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов дополнительного образования как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.
Принцип комфортности образовательного пространства предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым образовательным пространством.
Система дополнительного образования представлена факультативами, сетью кружков и секций, которые реализуют дифференцированные, разноуровневые и многовариативные, индивидуализированные образовательные программы, направленные на повышение способности к обучаемости, творческую самореализацию личности.